Президент МТС делает ставку на дополнительные услуги
Президент ОАО «МТС» Леонид Меламед дал интервью российскому изданию «РБК Daily», в котором рассказывает о новой коммуникационной кампании и о расстановке сил на телекоммуникационном рынке России после покупки «ВымпелКомом» Golden Telecom. Onliner приводит наиболее интересные моменты интервью:
— Сейчас все с нетерпением ждут прихода связи третьего поколения (3G). Но европейские операторы столкнулись с тем, что услуги сетей 3G оказались не столь востребованы, как они ожидали. Вы не боитесь столкнуться с той же проблемой здесь?
— В Европе операторы столкнулись с несколькими основными проблемами. Первая из них — плохое проникновение сигнала внутри зданий, вторая — то, что батареи мобильных устройств, работающих в сетях 3G, очень быстро расходовали свой заряд. В-третьих, не были разработаны методики продаж контента, востребованного именно в сетях третьего поколения. В-четвертых, стоимость лицензий была настолько велика, что операторы долгое время не могли позволить себе инвестировать достаточные средства в сами технологии третьего поколения и маркетинг. В последние годы ситуация с сетями 3G резко изменилась. В Западной Европе пользование услугами третьего поколения нарастает опережающими темпами по сравнению с другими услугами связи. Количество пользователей 3G в западных странах давно превысило 100 млн., и количество абонентов растет гораздо быстрее, чем в обычных сетях...
Сейчас, когда МТС запускает сети третьего поколения, существенная часть имеющихся на рынке телефонов, смартфонов и PC-модемов уже 3G-совместимы. Миллионы абонентов автоматически станут пользователями услуг, как только сети нового поколения заработают.
— Есть ли какие-то подвижки в ситуации с 3G-частотами в Москве?
— Да, в Москве есть определенные подвижки, была создана комиссия, которая к середине осени должна закончить эксперименты по электромагнитной совместимости. Это уже прогресс, так как раньше создавать подобную комиссию не предполагалось. — Уже несколько месяцев рынок обсуждает сделку по объединению «ВымпелКома» и Golden Telecom. Вас не смущает, что теперь, после объединения, капитализация «ВымпелКома» превышает капитализацию МТС?
— Знаете, когда я только пришел в МТС в апреле 2006 года и еще детально не разобрался, как устроен бизнес этой компании, я тогда уже понимал, что если абоненты будут нас любить и выбирать, акционеры — понимать стратегию и методы ее реализации, сотрудники компании — болеть за дело, то выручка и рентабельность будут расти, а значит, вырастет и капитализация — не сегодня, так завтра. Так, к счастью, и происходило: рыночная капитализация МТС с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 года выросла почти в 3 раза, или на 178%. Мы уверены, что данный подход к задаче роста рыночной стоимости компании будет успешно работать и в будущем.
— Можно ожидать появления услуги широкополосного доступа в интернет под брендом МТС?
— Широкополосный доступ в интернет — один из наиболее привлекательных для нас сегментов в телекоммуникационном секторе. В России мы прогнозируем рост этого сегмента до $4,5 млрд. к 2011 году, и этот сегмент станет главным драйвером роста мобильных операторов уже через три-четыре года...
— Мы говорили о новых сервисах, связанных с передачей данных. Справедливо ли мнение, что потенциал роста за счет увеличения голосового трафика и числа абонентов в России уже исчерпан?
— У нас есть ряд причин считать, что это не так. Сегодня уровень реального проникновения сотовой связи в России составляет чуть более 70%. Другой источник роста абонентской базы — привлечение абонентов других сетей. К примеру, в конце 2007 года среди новых абонентов МТС порядка 70% — бывшие операторы других сетей. При этом мигрирующие абоненты сохраняют свой уровень расходов на мобильную связь, увеличивая трафик. ARPU таких абонентов — $10—11, но за один год они увеличивают расходы в среднем на 30%...
— Какова сейчас ситуация на Украине, ведь долгое время эта страна была головной болью для операторов из-за ценовых войн?
— Мы не считаем украинский рынок исключительным. В России тоже есть регионы, где работают по пять и более операторов связи. Но на Украине при высоком уровне проникновения и крайне привлекательных ценах пользование связью на 30% ниже, чем в России, и в 3 раза ниже, чем в Белоруссии. Это следствие ценовых войн, которые не позволяют средним или маленьким операторам инвестировать достаточно средств в качество работы сети и маркетинг. Большие операторы тоже оказываются вовлеченными в эту ситуацию и вынуждены предлагать населению дешевые тарифы с минимальным набором дополнительных услуг. В результате привлеченный низкими ценами абонент начинает пользоваться услугами, но набор таких услуг, а зачастую (в случае с небольшими операторами) и качество этих услуг не стимулируют абонента повышать пользование мобильной связью.
Несмотря на это, рынок избежал того «дна», которое прогнозировали аналитики. Мы по-прежнему считаем, что развитие украинского рынка должно идти по пути стимулирования потребления мобильной связи и дополнительных услуг, и многое уже для этого сделали и продолжаем делать. Прошлый год был для нас переходным, мы готовили базу для дальнейшего развития. В первую очередь провели ребрендинг, большие деньги инвестировали в повышение качества работы сети, вывели на рынок новые сервисы передачи данных для стимулирования пользования допуслугами — к примеру, BlackBerry, «МТС Коннект». Мы построили сеть CDMA, получив возможность предоставлять услугу быстрого мобильного доступа в интернет. В результате сейчас пользование на Украине постепенно начинает расти. В третьем квартале 2007 года MOU у МТС-Украины вырос на 11% в годовом исчислении. Сохранение разумной доходности вложений в Украину требует от МТС бережного отношения к конкуренции и очень четкой маркетинговой политики на фоне экономии затрат.
— Пока спектр услуг в области передачи данных, ориентированный на корпоративный сектор, достаточно невелик. Ждете ли вы каких-то изменений?
— В будущем мы ожидаем появления целых классов новых сервисов, включая услуги, связанные с позиционированием, мобильными платежами и т.д. К примеру, рынок мобильных микроплатежей. Эти технологии применимы в огромном количестве бизнесов — транспорт, плата за парковки, коммунальные услуги и платежи. Сейчас перед государством стоит проблема теневого оборота наличности, широкое распространение мобильных платежей помогло бы в высокой степени решить эту проблему.