Инсайдер Motorola разоблачает некомпетентность и неадекватность руководства компании

27.03.2008

Накануне некоторые американские ресурсы получили эмоциональное письмо Нумаира Фараза, который работал в компании Motorola в качестве советника покойного ныне Джеффри Фроста. В письме содержится уничижительная критика Эда Зандера и Грега Брауна. Мы приводим полный перевод послания Фараза.

Уважаемый Грег Браун и команда руководителей Motorola!

Как вы, возможно, помните, я работал с Джеффри Фростом в качестве личного советника во время его пребывания в должности исполнительного вице-президента и главного директора по маркетингу. Именно меня процитировал журнал Forbes, когда я сказал: «Главная проблема Motorola заключается в том, что Samsung делает офигенные телефоны». Я проработал три года с Джеффри в то время, когда он прикладывал огромные усилия по обновлению линейки телефонов компании, что в итоге привело к запуску RAZR. На торжественной встрече, которая была посвящена 75-летию компании, я сказал старшим дизайнерам: все, что вам нужно — создать более привлекательный и более дорогостоящий аппарат, чем любой девайс на рынке, и все тут же захотят его купить.

После успеха RAZR (в то время Джеффри был невероятно занят разработкой ROKR — это включало в себя встречи, деловые поездки и подобные мероприятия), я просто умолял его помощников: обратите внимание на то, что компании срочно необходимо улучшать программное обеспечение, создавать девайсы, обеспечивающие возможность участия в социальной сети (это было за годы до того, как появились гиганты MySpace и Facebook). Ваш предшественник, Эд Зандер, не слишком интересовался всем этим и настаивал на использовании его отношений со Стивом Джобсом для создания печально известного ROKR — все это для того, чтобы поднять курс акций Motorola.

Зандер больше интересовался своими результатами на поле для гольфа, чем управлением одной из самых великих технологических компаний Америки, и взвалил все обязанности на Джеффри. Мне всегда казалось, что это было небольшой тайной Motorola: за стратегию получения всех прибылей компании отвечал главный директор по маркетингу — но не другие руководители, которые были некомпетентны тогда и остаются такими и поныне.

Многие близкие к Джеффри люди считали, что Зандер загнал его до смерти, возложив на его плечи всю ответственность за судьбу компании. Я тяжело воспринял смерть Джеффри в 2005-м и осознавал, что компания покатится по наклонной после его кончины. Его супруга, Линн, обвинила компанию в его преждевременной смерти и позже совершила самоубийство.

Между тем, Эд Зандер продолжил пожинать плоды усилий Джеффри: команда зарабатывала миллиарды, продавая RAZR в огромных количествах на протяжении нескольких лет. Вместо того, чтобы направлять доступные средства на вполне понятные нужды — разработку следующих революционных девайсов — Зандер покупал компании, такие как Symbol ($3,9 млрд.), и тратил миллиарды долларов на обратный выкуп акций Motorola. Во время телефонного разговора с Зандером в 2007-м я сказал ему, что, по моим ощущениям, компания приближается к невероятному кризису. Он имел наглость заявить: «Возможно, Джеффри стоило бы придумать более успешную замену RAZR». Зандер также сообщил: «В 2008-м мы достигнем большого успеха». Наверное, он был прав — его «золотой парашют», страховка от досрочного увольнения, принесла Зандеру $30 млн. — не считая акций компании.

Ваше назначение на пост главного исполнительного директора дало мне повод для надежды: я попытался связаться с вами. Я знал, что вы были главной движущей силой, стоящей за приобретением компаний, но у вас не было абсолютно никакого опыта в производстве устройств, предназначенных для пользователей. Судя по всему, вам бы не помешал совет, как реформировать подразделение по производству телефонов?

Но вы значительно отличались от других некомпетентных управленцев Motorola высшего звена: вы были не просто неадекватным руководителем, вы убивали компанию. Недостаток понимания деятельности Motorola по производству телефонов не дал вам ни одного вменяемого обоснования для решения о продаже подразделения — более того, публичное разглашение ваших намерений об этом только для того, чтобы заставить Карла Айканна ослабить хватку, показывает, как тщательно вы скрываете свою некомпетентность. Вас не интересовала яростная битва за возвращение Motorola позиций лидера рынка, коим и должна быть компания. Объявление о том, что вы лично возглавите подразделение по производству телефонов, не приведет ни к чему, кроме возможности сказать: «Мы сделали все, что могли». Но вы не сделаете все, что можете, до тех пор, пока не вручите подразделение в руки самого щедрого покупателя.

Для того, чтобы реформировать подразделение, вам нужен еще один Джеффри Фрост — динамичный и опытный человек, который заинтересован в процветании Motorola больше, чем в своей корпоративной карьере. Вам необходимо поставить задачу перед дизайнерами Motorola таким же образом, как это было сделано в случае с RAZR: создайте телефон, который выглядит и работает как символ роскоши и статуса. Признайте превосходство американского программного обеспечения, верните те рабочие места, которые вы безрассудно переместили в Китай и Россию. Поддержите Linux и Android компании Google, выведите операционную систему телефонов из каменного века.

Обратите внимание на тот факт, что богатые люди никогда не знают, что именно они хотят, а те, кто покупает более дешевые телефоны — прекрасно осознают это. Направьте финансирование на онлайн-краудсорсинг для создания платформ устройства и получения преимуществ от подобных методов работы. Избавьтесь от всех ваших неуместных, бесполезных маркетинговых стратегий, включая участие чрезмерно оплачиваемых знаменитостей в продвижении товара, и сконцентрируйтесь на единой глобальной компании с Daft Punk. Это единственная группа, которая популярна на глобальном уровне — от поклонников американского хип-хопа до стильного ночного клуба Шанхая и жителей Лондона средних лет. Поймите, что самая популярная функция будущего в мобильном телефоне — это не камера или плеер, это социальная связь, наберитесь опыта в этой сфере, сделайте частью корпоративных ценностей.

Я работал в подразделении по производству мобильных телефонов в то время, когда оно было возрождено, когда 5 лет назад оно избежало верной смерти. Следуйте моим советам, и мы сможем повторить это.

Возможно, это письмо оставляет впечатление, что я слишком близко к сердцу воспринял падение Motorola. Да, это на самом деле так. Я получил представление о том, как должна выглядеть настоящая корпоративная Америка после работы в Motorola и общения с такими людьми, как Джеффри и все преданные сотрудники (которые никуда не исчезли). Но с таким людьми, как Зандер или вы, Motorola символизирует все самое худшее, что можно найти в корпоративной культуре.

Я являюсь американецем-иммигрантом, я путешествовал по всему миру, и я на самом деле ценю уникальность и важность американской культуры творчества и изобретательности. В то время, как другие страны получают деньги от золота или полезных ископаемых, мы зарабатываем деньги на нашей возможности изобретать будущее. Катастрофа Motorola как бастиона американского духа инноваций и творчества, если она произойдет, будет целиком и полностью на вашей совести. Возможно, вы будете помнить об этом, когда совет директоров попросит бухгалтеров подготовить ваш «золотой парашют».

C уважением,

Нумаир Фараз

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Обсуждение новости
0
Пока еще никто не оставил свой комментарий, будьте первым!